МО "Кабанский район" РБ, МАДОУ Детский сад "Лесная сказка" подготовительная группа № 11 "Муравьишки"

Консультация

«Нужно ли рассказывать детям о войне?»

Приближается праздник великой Победы-9 мая. Многие родители задаются вопросомнужно ли их малышу рассказывать о войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для этого»?

8-1.jpg

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать и культивировать. Без помощи взрослых ребенок не может выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Поэтому не страшно, даже если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не повредят нервную систему ребенка, они станут началом патриотических чувств.

А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом родителям следует полагаться на свою интуицию и знание особенностей собственного ребенка. Как правило, в первый раз в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми. Но главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

Какие же найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Расскажите об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Почитайте произведения о Великой отечественной Войне«Мальчиш - Кибальчиш» А. П. Гайдара, «Сын полка» В. Катаева, «Дорогие мои мальчишки»«Памятник солдату»«Твои защитники» Л. Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л. ,«Первая колонна»«Таня Савичева»«Шуба»«Мишка» С. Алексеева, «Мешок овсянки» А. Митяева и др. Выучите с ребенком стихотворение о героях, героизме, о войне и победе. Например: Е. Благинина «Шинель»,А. Безыменский «Война», Н. Найденова «Пусть будет мир», О. Высотская «Салют», М. Карем «Мирная считалка», Т. Белозеров «День Победы», М. Исаковский «Мы здесь не потому, что дата», В. Фетисов «Памятник славы», В. Берестов «Мир», Н. Томилина «День Победы».

Разучите с детьми пословицы и поговорки военной тематики:

-«Береги землю родимую, как мать любимую»,

-«Герой – за Родину горой»,

-«Мир строит, а война разрушает

-«Друг за друга стой - и выиграешь бой».

-«Родина-мать - умей ее защищать»

-«Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет».

Посмотрите вместе с ребенком мультфильмы, посвященные военной тематике: «Воспоминание»«Легенда о старом маяке»«Солдатская сказка» (ко дню победы).

Посмотрите вместе с ребенком военный парад, концерт военной песни.


Расскажите о ваших воевавших предках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне. Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Рассказы очевидцев производят совсем другое впечатление.

Расскажите о детях Великой Отечественной войны.

Посетите с ребенком памятные места поселка. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого: мемориалы, памятники и т. п. 

Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.






Как правильно подготовить ребёнка к школе?

predmetnyie-kartinki--po-matematike-20.jpg


Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний.Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка. Главное — это не само знание, а умение им пользоваться,самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность,инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

— Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

— Найди на верхней полке третью книгу,считая справа налево.

— Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать,тем быстрее развивается его интеллект.

Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «благоприятную обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой:«Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т. п.



Рекомендации родителям по развитию мышления

 Учить составлять группу из отдельных предметов.

 Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

 Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

 Учить сравнивать предметы.

 Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

 Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

 Побуждать делать самостоятельные выводы.

 Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

 Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

 Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации,рисования и т.д.).

 Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

 Учить устанавливать причинно-следственные связи.

 Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

 Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

 Способствовать переходу к решению задач в уме.

 

Игры и упражнения для развития мышления

 «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

 «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

 «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

 «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

 «Антонимы». Ребенку называют слово,а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий»,«сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.

 «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики,конструкторы.

 Загадки.

 

Рекомендации родителям по развитию памяти

 

 Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

 Обучать культуре запоминания.

 Учить вспоминать последовательность событий.

 Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

 Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

 Учить повторять, осмысливать,связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

 Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

 

Игры и упражнения для развития памяти

 «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.

 «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

 «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок —повторяет и т.д.

 «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

 «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.

 «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

 «Одежда». Ребенок должен вспомнить,в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

 «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

 «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

 «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.

 «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

 «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.


Рекомендации родителям по развитию внимания

 Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.

 Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.

 Часто менять формы деятельности.

 Использовать на занятиях элементы игры.

 Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.

 Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.

 Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

 Учить управлять вниманием в соответствии с целью.

 Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.

 Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.

 Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

 

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

 «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

 Игры-головоломки.

 Загадки.

 «Найди отличия».

 «Найди два одинаковых предмета».

 «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

 «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».

 «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

12 ноября 2016 в 10:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.